«Шапито-шоу» — новое слово в российском кино

В широкий прокат выходит фильм «Шапито-шоу». Эта картина, показанная на Московском кинофестивале летом 2011 года, собрала противоречивые отзывы — от оскорбительно-унижающих до восхищенно-восторженных. Критики указывали на небезупречность монтажа и называли картину «откровением для своих», однако были и те, ктонашел в ней один из самых лучших фильмов, основного фаворита киносезона. Главное, что можно с уверенностью сказать о картине, — вниманием зрителей она оказалась не обделена.

Одна из ключевых характеристик картины «Шапито-шоу», из-за которой она подвергалась многочисленным насмешкам, — это рекорд  продолжительности. Режиссер Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова фактически выступают в качестве экспериментаторов: в век быстрых технологий и скоротечности времени суметь заставить зрителя посмотреть четырехчасовое неторопливое действо — настоящий подвиг. Кажется удивительным, но со своей задачей авторы справляются: на ММКФ фильм собрал аншлаг.

Впрочем, в широкий прокат картина выйдет по частям, благо структура фильма позволяет с легкостью делить его на относительно небольшие отрезки. Фильм состоит из четырех драматических историй, герои каждой из которых претерпевают множество трудностей в своем стремлении достичь моря. На одном киносеансе можно будет увидеть две истории: либо «Уважение и сотрудничество», либо «Любовь и дружба». В среднем, каждый сеанс будет длиться около 100 минут.

Фильм «Шапито-шоу» представляет собой одну из тех лент авторского и арт-хаусного кино, которые претендуют на вскрытие новых смыслов изощренными изобразительными средствами и оказываются притягательными только для искушенного зрителя. В связи с этим у прокатчиков фильма возникают очевидные ограничения по аудитории, которая может быть не подготовленной для просмотра фильма, созданного не по каким-либо шаблонам или моделям. Так, например, известные жанровые обозначения (а фильм фигурирует в репертуарах кинотеатров как комедия) заранее оказываются тесными для всего содержания «Шапито-шоу».

Неординарный кинематографический язык (и потому сложный для массового зрителя), а также  протяженность во времени, утяжеляющая фильм, делает «Шапито-шоу» весьма необычным продуктом отечественной киноиндустрии. В связи с этим вполне закономерен вопрос: каким образом режиссер способен получить финансовую выгоду и обеспечить окупаемость съемок? Спонсоры и продюсеры, как показала практика авторов «Шапито-шоу», были совсем не в восторге от изначальной идеи фильма.

Сергей Лобан и Марина Потапова предлагают интересное решение этого вопроса, предполагая возможным организовать краудфандинг (от англ. crowdfunding — сбор средств, аналогично «с миру по нитке»). Другими словами, работа режиссера и сценариста по этой системе может оплачиваться в процессе съемок, а не по окончании: зритель будет платить, чтобы создатели продолжали съемки, а не чтобы посмотреть финальный результат.

Сергей Лобан и Марина Потапова назвали свою систему «Напарапет», механизм ее реализации доступен любому желающему на сайте. Частично она напоминает американскую концепцию Kickstarter: пользователь рассматривает предложенные концепции новых продуктов, платит деньги авторам идеи, позволяя перевести продукт в фазу разработки, а после — выпуска. Для создателей товаров эта система крайне удобна: они получают не только изначальный капитал, но и аудиторию.

Насколько реалистична система краудфандинга в области отечественного кинематографа? Эксперты рассказали, как они относятся к идее создателей «Шапито-шоу» собирать со зрителей деньги на производство фильма, а не на его показ.



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ