40 лет исполняется первому электронному письму

По сообщениям портала «Приморский край«, в 2011 году исполняется 40 лет первому отправленному по сети электронному письму. Возможность передачи текстовых сообщений существовала и до этого, но осуществлялась она в рамках одного компьютера (или мейнфрейма, как вам угодно) разными пользователями. А осенью 1971 года Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) смог разработать систему для передачи данных между различными узлами сети ARPANET.

Точнее будет сказать не «разработал», а «доработал»: в то время уже существовали программы CPYNET и SNDMSG. Первая умела передавать файлы по сети, а вторая — организовывать «локальную» почту, позволяя нескольким пользователям обмениваться сообщениями в рамках одного компьютера. Так как «почтовым ящиком» в SNDMSG выступал обычный файл, в который сторонние пользователи могли только дописывать свои сообщения, но не имели доступа к уже существующим, а возможность передачи таких файлов по сети существовала в CPYNET, Томлинсону оставалось дописать функцию присоединения полученного файла к «почтовому ящику» пользователя. Для адресации сообщений использовалось сочетание имени пользователя на компьютере и имени компьютера в сети, со знаком «@» между элементами.

Впоследствии разработки Томлинсона легли в основу email в современном понимании. Следующим важным шагом в развитии почтовых сервисов можно назвать распространение сети FidoNet по миру, которая изначально задумывалась для передачи Netmail-ов, то есть личных сообщений между пользователями. В начале 90-х, когда интернет становился все популярнее и начал вытеснять «фидонет», американский провайдер Delphi подключил к нему свой почтовый сервис. В 1996 году вышел сервис Hotmail, который впервые предоставлял web-интерфейс почты. На сегодняшний день в нем насчитывается более 360 миллионов пользователей.

В 1998 году российская компания Mail.Ru запустила первую в России бесплатную электронную почту, которая сразу же начала набирать популярность. В 2000 году была представлена Яндекс.Почта, предоставлявшая такие же возможности пользователям. Поисковый гигант Google запустил собственную почту только в 2004 году, но все равно смог отвоевать изрядную долю рынка у существовавших сервисов, в итоге войдя в тройку лидеров по количеству пользователей.

Но электронная почта — это только один из способов связи между людьми с помощью компьютеров. Принципиально отличающимися от «асинхронного» email были «синхронные» чаты. Уже в 70-е годы существовали программы наподобие Unix-ового «talk”, которые позволяли нескольким пользователям одного компьютера обмениваться сообщениями в режиме реального времени. Настолько «реального», что ранние версии программы не разделяли текст от разных пользователей и выводили каждый символ в момент нажатия — если два человека писали одновременно, получалась каша. Поэтому приходилось писать кратко, либо прерывать свой «монолог», чтобы увидеть ответ собеседника.

С развитием сетей, естественно, стали развиваться и чаты. В 1980-м появился первый онлайн-чат, «CB Simulator”. Но он, как и появившийся в конце 80-х IRC, предназначался не для соединения двух отдельных пользователей, а для массового общения в специально созданных «комнатах» (впрочем, в некоторых сервисах существовала возможность личной переписки).

Средства для общения «один на один» получили развитие в начале 90-х. Тогда появился ресурс Quantum Link (Q-Link), который предоставлял доступ к почте, «публичным» и «частным» чатам и другим сервисам. Доступ к Q-Link был платным, а за пользование некоторыми функциями, в том числе «частными» чатами, взималась еще и поминутная оплата.

Самой, пожалуй, успешной оказалась «аська». ICQ был разработан в 1996 году израильской компанией Mirabilis, которую выкупила компания AOL в 1998 году. Размер сделки составил 407 миллионов долларов. Число активных пользователей ICQ превышало 50 миллионов человек, чему способствовала в том числе бесплатность сервиса.

Потом, правда, начались проблемы: AOL решил бороться с альтернативными клиентами для ICQ, а спамеры все чаще и чаще предлагали «зарегистрировать фирму» или с кем-нибудь познакомиться на подозрительном сайте. Первая причина, в результате которой не раз «отключались» различные «Квипы» и «Пиджины», позволяла адептам других мессенджеров, вроде Skype, уводить к себе некоторых друзей.

Во время каждого такого «отключения» проявлялись и гордые пользователи Jabber, использующего «открытый» и «свободный» протокол XMPP. Несмотря на все их старания, люди не особо стремились пользоваться Jabber-ом, предпочитая переждать бурю с изменениями протоколов в более функциональном Skype.

Зато XMPP пришелся по душе крупным ресурсам, которым был нужен «свой» мессенджер, но не настолько серьезно, чтоб разрабатывать его с нуля. По такому пути пошел, например, Google со своим GTalk — компания уделила внимание добавлению в уже существующий протокол возможности передачи голоса. “Вконтакте» и «Одноклассники» тоже включили возможность использования аккаунтов в соцсетях для обмена короткими сообщениями через XMPP.

При этом нельзя сказать, что соцсети «убивают» электронную почту: в том же «ВКонтакте» можно отправить сообщение на электронный ящик другу через «личные сообщения». Несмотря на то, что сегодня мессенджеры и email подошли очень близко друг к другу оба этих способа коммуникации существуют параллельно.

Ведь сколько бы ни было схожих признаков, мы привыкли, что у каждого сервиса свое назначение. Электронная почта отлично подходит для получения и отправки больших (и, утрируя, «серьезных») сообщений. Несколько уступая мессенджерам в скорости, она зачастую оказывается надежнее. Да и найти нужное письмо на почтовом сервере куда проще, чем в записанной на жестком диске истории сообщений. К тому же, далеко не все сервисы обмена короткими сообщениями умеют собрать в одном месте то, что писалось с домашнего компьютера, рабочего ноутбука и, скажем, смартфона.

Но это и нельзя назвать недостатком мессенджеров — они все-таки предназначены для решения вопросов здесь и сейчас. Редко возникает потребность найти какое-то сообщение, написанное пару месяцев назад. Так что, видимо, нас ждет еще 50-летний юбилей здравствующего email-а. Никто никого не «похоронит», а мы и дальше будем в «аське» просить скинуть почтовый адрес («всё подробно распишу»), а по почте спрашивать имя в Skype («пообщаться надо»).



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ