Казань перейдет на интеллектуальную транспортную систему

К Универсиаде Казань должна избавиться от дорожных пробок. Одним из средств решения этой проблемы должна станет адаптивная система управления дорожным движением («АСУДД»). О том, что из себя представляет итальянская система OMNIA, каковы ее преимущества и что даст ее применение столице Татарстана, в интервью рассказал директор МУ «АСУДД» Ринат Калимуллин.

Ринат Рифкатович, по данным сервиса «Яндекс.пробки», средняя ежедневная длина пробок в Казани — 154 километра. На ваш взгляд, есть ли надежда на то, что ситуация изменится к лучшему?

Р.К.: В Казани ежегодно растет количество автотранспорта. Это одна из причин напряженной дорожной обстановки. Пробкам также сопутствует массовое строительство объектов Универсиады. Это и сами объекты – спортивные комплексы, и дороги, дорожные развязки, надземные и подземные пешеходные переходы. Водители сами видят, насколько загружены дороги.

Я надеюсь, когда в ближайшие год-полтора закончится строительство и мы внедрим нашу систему, ситуация изменится к лучшему. Водители сами почувствуют это.

Как сейчас управляется движение в Казани?

Р.К.: Сейчас в Казани светофорные объекты работают по заранее рассчитанным жестким планам координации. То есть утром один план координации, днем – другой. За движением по 100 перекресткам по видеокамерам следят диспетчеры, в зависимости от интенсивности транспортного потока они меняют режим работы светофоров. Остальные светофоры в течение дня работают в одном режиме, и не могут реагировать на изменения транспортного потока.

А что изменится, когда будет внедрена новая система?

Р.К.: В первую очередь, у нас будет ясная, реальная картина о транспортных потоках по улицам и дорогам Казани, и мы сможем регулировать все светофорные объекты, исходя из интенсивности транспортного потока.

А каким образом вы будете получать реальную картину? Откуда будет поступать информация?

Р.К.: На все светофорные объекты и между ними будут установлены видеодетекторы. Благодаря этому в единый центр будет постоянно поступать информация о количестве проезжающего транспорта по тем или иным участкам дороги. Кроме того, благодаря этим видеодетекторам будет отслеживаться любая неординарная ситуация, будь то ДТП, провал на дороге и так далее.

Система будет предоставлять преимущества для движения общественного транспорта?

Р.К.: У нас уже есть полосы для движения общественного транспорта. Система будет предлагать ему более комфортные условия передвижения. Общественный транспорт, оборудованный приборами навигации, при приближении к перекрестку дает сигнал системе. И для него либо заблаговременно включается, либо продлевается зеленый сигнал светофора. Но эти действия будут увязаны с тем графиком, по которому должен передвигаться транспорт данного маршрута. То есть не будет гонки, не будет перестроений.

Сигналы будут поступать только от общественного транспорта?

Р.К.: Информацию также можно будет получать и от такси. Но они тоже должны быть оборудованы специальными навигаторами, благодаря которому система сможет их распознавать. Такси с пассажирами будет иметь право передвигаться по общественной полосе. Системами распознавания будут оборудованы и спецмашины – скорая помощь, пожарные и так далее.

На реализацию этой программы потребуется 980 миллионов рублей. Все эти средства будут выделены из федерального бюджета?

Р.К.: Да. Внедрение адаптивной системы финансируется в рамках подготовки к Универсиаде.

Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы начать работать с новой системой?

Р.К.: В первую очередь – это оборудование единого центра. Будет закуплено программное обеспечение, оргтехника, видеостена, дорожные контроллеры, видеодетекторы, оборудованы метеостанция, табло для водителей и многое другое. Нужно будет обучить персонал для работы с программным обеспечением.

Хочу также обратить внимание, что все коммуникации, которые будут прокладываться на периферии, должны быть выполнены подземным способом – таково требование городских властей.

Вы говорите, что появится табло для водителей. Что это такое?

Р.К.: На развязках будут установлены информационные табло – это обратная связь с водителем любого автотранспорта. Если участок впереди нормальный, комфортный для движения, на табло будет обозначена рекомендуемая скорость. Если же впереди затор или ДТП, на табло будет размещена информация о путях объезда.

Такие табло появятся на всех основных перекрестах города?

Р.К.: В первую очередь они появятся на тех развязках, которые попадают в маршруты Универсиады. В дальнейшем планируется их установка на всех развязках Казани.

Система OMNIA, которую планируется внедрить в Казани, итальянского производства. Почему выбрана именно она?

Р.К.: Несколько лет назад руководство города и ГИБДД поставили задачу изучить все мировые наработки в этом направлении. Мы изучили этот опыт. И наиболее подходящей тем задачам, которые ставит город и ГИБДД, оказалась именно итальянская система. Она и была выбрана. Рассматривались также системы производства Канады, Германии, Великобритании.

В Италии эта система используется?

Р.К.: Конечно. Прежде чем выбрать OMNIA, мы съездили, так сказать, пощупали руками, посмотрели, покатались, узнали, как работает система, как влияет на движение транспорта. И убедились в том, что она работоспособная и подходит для нас.

А в каких городах Италии эта система применяется?

Р.К.: OMNIA применяется не только в Италии. Она очень распространена в Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании, Бельгии. В Италии она применяется в Риме, Милане, в Турине, Болонье. Это очень известное программное обеспечение, и на него делают ставку во многих городах мира.

А в России где-то уже подобная система используется? Или мы будем впереди планеты всей?

Р.К.: Я надеюсь, что мы будем первыми, потому что в России такого нет. В России есть наработки по местному регулированию – когда приборы регулируют ситуацию только на одном светофорном объекте.

В Москве до сих пор работает система «Старт», установленная в 80-х годах прошлого века. В Петербурге на Невском проспекте применена система «Siemens».

А будут ли учитываться интересы пешеходов?

Р.К.: Задача, которая была поставлена в первую очередь, это создание преимущества в движении общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения. А это значит, что все приоритеты для пешеходов будут соблюдены. То есть время, необходимое для перехода того или иного участка дороги, будет сохранено.

Придется ли пешеходам дольше ждать зеленого сигнала светофора во время пробок?

Р.К.: Нет. Будет определенный цикл работы светофорных объектов. Например, имеется цикл в 120 секунд. Скажем, фаза для пешеходов – 20 секунд. Вычитаем и получаем время ожидания разрешающего сигнала светофора.

Учитывает ли система таких участников движения, как велосипедисты?

Р.К.: Приоритет для велосипедистов при пересечении велодорожек с городскими магистралями тоже будет рассмотрен. В том и преимущество новой системы: у нее много подсистем, где можно задавать различные параметры для всех участников движения.

Информация о ситуации на дороге будет идти только с одной полосы?

Р.К.: Нет. Как я уже говорил, на всех перекрестках и даже на всех перегонах будут установлены видеодетекторы. Они будут отслеживать весь передвигающийся транспорт. Эти видеодетекторы классифицируют транспорт: легковой, грузовой, общественный. Так что система будет в реальном времени знать, какой транспорт передвигается на том или ином участке дороги, и принимать то или иное решение.

То есть не только автобусы не будут стоять в пробках, но и автомобилисты?

Р.К.: Общественный транспорт будет в привилегированных условиях при приближении к перекрестку. Однако передвижение любого другого транспорта нисколько не будет ущемляться за счет транспорта общественного. Скажем, к автобусам система будет подстраиваться, а другой транспорт у нас будет формироваться «пакетами» и проходить какой-то участок дороги без задержек.

Есть такой западный опыт, когда движение по полосам регулируется отдельными светофорами. Не планируется ли подобное в Казани?

Р.К.: Каждый перекресток, светофорный объект рассматривается в проекте отдельно. Там, где количество полос на дороге больше трех, рассматривается возможность установки светофоров над полосами. Сейчас совместно с ГИБДД у нас идет работа по установке так называемых «правых стрелок», которые работают постоянно. Соответственно правые полосы начинают работать более эффективно. К сожалению, мы не можем разрешить, как на Западе, правый поворот на красный сигнал светофора, так как ПДД у нас пока этого не предусматривают.

Когда начнется внедрение системы?

Р.К.: Первые шаги мы должны сделать уже к концу года. Мы планируем оснастить 32 перекрестка спецоборудованием и начать как опытную эксплуатацию, так и обучение персонала.

Мы пока говорим о первом этапе – до 2013 года? Что будет потом?

Р.К.: Планируется плавный переход на интеллектуальную транспортную систему.

Если у автомобилистов есть вопросы или пожелания по работе того или иного светофорного объекта, перекрестка, куда можно обращаться?

Р.К.: У нас круглосуточно работает диспетчерская служба. Ее телефон 562-44-09. Есть сайт www.asudd.ru. На сайте работает Интернет-приемная, где мы по мере сил и возможностей отвечаем на вопросы, а интересные предложения реализуем.

http://www.kzn.ru



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ