ВСМ Москва-Казань пройдет экспертизу на получение средств ФНБ наряду с другими проектами

51c97561-8896-6065-8896-606a0a54a3aa.photo.0Правительство не меняет планов по строительству высокоскоростной магистрали Москва–Казань, сообщили «Эксперт Online» в ОАО «Скоростные магистрали». Заявление вице-премьера Игоря Шувалова о том, что следует «повременить» с выделением средств на этот проект из Фонда национального благосостояния, было для железнодорожников ожидаемым, поскольку еще не готово технико-экономическое обоснование проекта. Оно будет завершено до конца года, а уже в марте правительство должно будет утвердить план-график строительства. Тогда уже будут выделены и первые средства на проектирование дороги в размере около 6-8 млрд рублей, в том числе из Фонда национального благосостояния. От этих планов правительство не намерено отказываться, поскольку ВСМ Москва–Казань будет способствовать развитию нескольких регионов, росту промышленности и занятости населения, а также в три раза ускорит грузопоток с Дальнего Востока в Европу.

Напомним, что во вторник по итогам совещания у президента Владимира Путина первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов заявил, что ВСМ Москва–Казань не вошла в перечень проектов, которые будут профинансированы из средств ФНБ. Высвободившиеся 150 млрд рублей будут распределены среди других проектов – это модернизация Байкало-Амурской магистрали, Транссиба, строительство Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы и развитие Московского авиаузла. «Это будет зависеть от того, насколько они будут подготовлены и насколько будут утверждены реально гарантии возвратности средств», – пояснил Игорь Шувалов.
Изначально идею о выделении 450 млрд рублей из ФНБ на эти проекты высказал еще в июне президент Владимир Путин. По закону о ФНБ его можно тратить только на окупаемые проекты. Поэтому некоторые эксперты связали решение правительства о приостановлении финансирования ВСМ Москва–Казань с неочевидной экономической эффективностью проекта.

«Решение правительства повременить со строительством ВСМ Москва–Казань вполне логичное и мудрое, поскольку экономический эффект от проекта не очевиден, экспертное сообщество не пришло к единому мнению, – говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики. – Но, с другой стороны, тоннель под Ла-Маншем тоже еще не окупился, зато задал развитие всей Европе. Также и Китай не считает окупаемость таких проектов приоритетом, ему важнее обеспечить экономическую активность регионов. Другое дело – Россия. Кто будет ездить из Москвы в Казань, не совсем понятно. Здесь важен вопрос рабочего времени. Средняя зарплата в центральных регионах – 24 тыс. рублей, а значит, один час дороги для населения этих регионов стоит дороже их рабочего часа. Люди здесь не готовы переплачивать за скорость, поэтому и ни о каком повышении производительности труда говорить пока не приходится».
Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполиса Константин Трофименко также считает идею строительства ВСМ очень важной, но преждевременной:
«В том же Китае скоростные магистрали дают экономический эффект, поскольку там большая доля молодежи, которая ищет работу и готова ездить каждый день в другие города. Но у нас сейчас в регионах мало молодежи, население стареющее, поэтому не приходится говорить о росте производства и занятости людей. Именно поэтому я резко против финансирования этой ВСМ из средств ФНБ. Другое дело – реконструкция Транссиба. Это погоня за увеличением грузопотоков из стран АТР в Европу, здесь экономический эффект налицо. Так же как и строительство Центральной кольцевой автодороги – это улучшение логистики грузового транспорта, разгрузка городских дорог Москвы», – отметил Константин Трофименко.

Справка
ВСМ Москва–Казань пройдет по территории семи регионов: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская область, Чувашская республика, республика Марий Эл и республика Татарстан. Дальнейшее развитие линии предусматривает ее продление до Екатеринбурга. Запуск ВСМ Москва–Казань обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в четыре раза: с нынешних 14 часов (по существующей железнодорожной инфраструктуре) до 3,5 часов. Время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в семь раз – с 10 часов 32 минут до 1 часа 37 минут. ВСМ Москва–Казань будет способствовать повышению связности территорий России и мобильности населения. Длина маршрута составит 770 км, максимальная скорость – до 400 км/ч.

В ответ на возражения скептиков в РЖД приводят пример с ситуацией вокруг проекта строительства первой в России железной дороги Москва–Санкт-Петербург. Вот цитата одного из членов правительства того времени: «Простой народ у нас писем не пишет, мало ездит и найдет железно-паровую дорогу убыточной. Спешных же пассажиров, которым более или менее нужно двигаться быстро, будет весьма мало на наших дорогах; коммерческие и деловые люди, аферисты-коммерсанты и весь класс подобных людей, столь многочисленных в Соединенных Штатах, у нас почти не существует». Все правительство России в 1841 году проголосовало против строительства первой ветки железной дороги. Но по личной воле Николая I в 1851 году железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом была построена и в первые же годы ее эксплуатации стало понятно, что все опасения были напрасны: показатели пассажирских и грузовых перевозок оказались очень высоки и дали импульс развитию промышленности. После успешного опыта эксплуатации первой ветки дороги страну охватил железнодорожный бум и уже в 1865-1875 годы среднегодовой прирост железных дорог в России составлял 1,5 тыс. км.

«Многие думают, что новая ВСМ – просто дорогая электричка, так говорили и про поезд «Сапсан» на маршруте Москва–Санкт-Петербург, – сообщил «Эксперт Online» советник генерального директора  ОАО «Скоростные магистрали» Федор Щербаков. – В итоге это единственный поезд в мире, который заполняется на 99% порой».
По словам Федора Щербакова, решение правительства никак не связано с «неочевидным экономическим эффектом» проекта.
«Для нас это вполне ожидаемое решение, поскольку у нас еще не готово технико-экономическое обоснование проекта, его мы завершим к концу года. В марте ждем утверждение плана-графика строительства, а уже затем будут перечислены первые деньги на проектирование в сумме 6-8 млрд рублей, в том числе из ФНБ. Основное финансирование будет происходить в 2015-1017 годах», – сообщил «Эксперт Online» источник в РЖД.

Общая стоимость объекта – почти триллион рублей. При этом из госбюджета будет выделено на безвозвратной основе 15% от стоимости строительства. Остальные более 600 млрд выделят из ФНБ, часть вложит РЖД по программе развития и за счет выпуска инфраструктурных облигаций. Еще часть планируется получить от частных инвесторов. Срок окупаемости проекта – более 40 лет.

«Только за счет роста отраслей, которые будут задействованы в строительстве, государству вернутся 15% от всей стоимости строительства в виде налогов», – говорит Федор Щербаков.
Основной ожидаемый эффект от запуска ВСМ Казань–Москва – это увеличение экономической активности бизнеса. По расчетам «Ленгипротранса», прибыль предприятий в сфере строительства, промышленности и электроэнергетики семи регионов вырастет суммарно на 113 млрд рублей.
Предполагается, что за счет быстрого переезда из одного региона в другой у жителей появится больше выбора для трудоустройства, а у предпринимателей – больший выбор кадров. За счет создания новых рабочих мест только при строительстве ВСМ доходы населения семи регионов могут увеличиться на 134 млрд рублей. На стадии строительства будет создано 80 тыс. рабочих мест, в том числе 45 тыс. в сопутствующих отраслях. На стадии эксплуатации останется 30 тыс. новых рабочих мест. При реализации проекта только на поставку строительной продукции российский бизнес получит заказы более чем на 274 млрд рублей.

С увеличением транспортной активности и сокращением времени проезда из Москвы в регионы вырастет и их инвестиционная привлекательность. Российским и иностранным инвесторам станет выгоднее развивать бизнес в этих регионах, где стоимость земли и недвижимости намного дешевле.
«По нашим подсчетам, пассажиропоток на ВСМ будет не хуже, чем на других скоростных магистралях Европы. Уже на первом этапе пассажиропоток позволит этому направлению быть окупаемым, – пояснил «Эксперт Online» директор института «Ленгипротранс» Тимур Ус. – Это сейчас, когда молодого населения в регионах в самом деле мало. Но в будущем же эта доля вырастет. На первом этапе перераспределение пассажиропотока в основном произойдет за счет автотранспорта и межрегиональных авиаперевозок. Люди быстро поймут, что за счет скоростного поезда можно существенно сэкономить время и деньги».

В «Ленгипротрансе» уверены и в экономическом росте семи регионов, через которые пройдет ВСМ. В пример приводят город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон–Париж и Лондон–Брюссель.

«В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции», – говорит Тимур Ус.

Наконец, строительство новой железнодорожной ветки в Центральной части России позволит разгрузить действующую дорогу от пассажирского транспорта.
«Мы за счет этого можем увеличить пропускную способность грузов на 60 млн тонн в год, – говорит Федор Щербаков. – Это в три раза выше нынешних объемов в этом направлении. Грузы с Дальнего Востока часто простаивают в пробках, а ведь это прямой транзит грузов из Китая  в Европу».
Таким образом, ВСМ Москва–Казань будет напрямую способствовать и ускорению экономического роста всей территории России.



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ