Оценка бизнеса: общие понятия

1320849837_61_turkpiyasasiОценка бизнеса преследует одну-единственную цель: подготовить благоприятную почву для поиска компромисса между сторонами при постановке вопроса о купле/продаже дела. Цель — одна, а способов ее достижения – несколько. Итак, наиболее распространенные методики оценки реальной стоимости компании.

Оценка по понесенным затратам. Она осуществляется, исходя из тех принципов, что никакой бизнес не является уникальным. То есть, фактически, любой человек/предприниматель может «скопировать» бизнес, вложив в свое новое дело энную сумму денег. Если руководитель (собственник) реализуемой компании соглашается с такой формулировкой, то оценка начинается с того, что устанавливаются суммарные реальные затраты и фиксируются достижения. Надо сказать, что продавцу, в отличие от покупателя, данная схема крайне не выгодна, поскольку за «нулевую точку» берутся минимальные расходы. Организация же аналогичного дела в текущих рыночных условиях может стоить на порядок выше, но оценка бизнеса позволяет просчитать целесообразность вложений.

Оценка бизнеса по суммарной стоимости активов. Методика особенно привлекательна для собственников крупных материальных активов. А вот владельцам производств, связанных с инновационными технологиями, такой подход к определению стоимости «дела всей жизни» вряд ли понравится. Хотя по большому счету, риск быть «недооцененными» присутствует в обоих случаях, ведь абсолютно точно учесть компетенцию и качество персонала в «трудовом бизнесе» практически невозможно.

Оценка по отраслевым аналогам. Суть способа проста: реализуемая/покупаемая компания сравнивается с компаниями-конкурентами («смежниками»). Выборка ведется за определенный период (как правило, 3-5 лет), при этом, путем использования коэффициентов (применяется корректировка по масштабу организации дела, по специфике и тому подобное) и формируется «средняя» рыночная цена данного конкретного бизнеса. Метод очень быстрый, но не всегда точный, так как не учитывает текущей ситуации (наличие/отсутствие отраслевого кризиса). Узнать, сколько стоит оценка стоимости предприятия, можно, обратившись к профи.

Оценка бизнеса на основании прогноза денежного потока. Эту методику нельзя назвать «элементарной» ввиду того, что на практике она сводится к оценке перспектив компании. А «угадать» с выводами можно лишь тогда, когда на руках имеется финансовый прогноз лет на пять-семь. Причем не просто прогноз, а, вызывающий доверие, полноценный план действий по оптимизации затрат и по привлечению дополнительных инвесторов.



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ