Билингв по принуждению — татарскому языку русских детей в Татарстане обучают с детского сада

С 1 сентября 2012 года в Татарстане стартовал эксперимент по созданию билингвальных дошкольных учебных заведений. Отныне в детсадах республики внедряется новый учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам — по обучению русскоязычных детей татарскому языку и по обучению детей-татар родному языку и русскому языку. В конце учебного года корреспонденты ИА REGNUM поинтересовались у специалистов мнением относительно нововведения. Опрос показал, что эксперимент воспринят неоднозначно.

Так, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета Владимир Беляев считает, что вводить поголовное двуязычие в детсады в обязательном порядке не стоит. «В таком возрасте это ведет к неуверенности в себе, к путанице и совершенно не способствует усвоению обоих языков», — уверен профессор. По его мнению, «ребенок просто будет молчать или отвечать не на языке обращения».

С Беляевым солидарен председатель Общества русской культуры Татарстана, доктор социологических наук Александр Салагаев. «Психологические исследования показывают, что далеко не все дети имеют языковые способности освоить сразу два языка, стать билингвами, и на практике это приводит к тому, что ребенок приходит домой из садика и говорит: «мой мама», — приводит он примеры. — Уже сейчас на телевидении можно услышать и увидеть множество ошибок в употреблении русских слов и использовании грамматических форм, например, половина дикторов говорит: «Двухтысячно тринадцатый год». По словам Салагаева, русская общественность в Татарстане предлагала поэтапно вводить обучение языкам: в первом классе — родной язык, например, русский, во втором классе — татарский, в третьем иностранный — английский. «Иначе в первом классе, не пройдя букварный период, когда устанавливается соответствие звуков и букв, дети в письме делают ошибки, которые остаются на всю жизнь», — говорит социолог.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов предложил чиновникам Министерства образования и науки Татарстана пойти дальше: вводить обучение русских детей татарскому языку в яслях. «Чего уж ограничиваться детсадами, надо начать с 2-х лет, когда русский ребенок еще по-русски не может членораздельно говорить, а его сразу начнут учить татарскому», — иронично заметил эксперт. По его мнению, эксперимент не только будет провален, но и, возможно, даст отрицательный результат, как это произошло с введением 20 лет назад принудительного обучения татарскому языку русских детей в школах: «Разговаривая с русскими школьниками, особенно старшеклассниками, констатируешь, что в их сознании татарский язык воспринимается как один из ненужных предметов, как «принудиловка», при этом ясно, что за 10 лет обучения в школе мы получаем фактически нулевой результат», — констатировал Раис Сулейманов, добавив, что «на практике русская молодежь не заговорила по-татарски». Эксперт уверен, что в условиях, когда русский ребенок 3-6 лет еще не научился свободно говорить на родном языке, заставлять его учить татарский — значит добиться обратного ожидаемому результата: перед поступлением в первый класс ребенок будет говорить плохо и по-татарски, и по-русски. Выход из этой ситуации Сулейманов видит в том, чтобы «больше сил направить на обучение татарских детей татарскому языку, а родителям русских детей позволить самим решать, нужно ли их ребенку в обязательном порядке изучать татарский язык».

Сопредседатель Казанского гражданского союза Борис Бегаев уверен, что русские дети должны начинать получать знания по татарскому языку, начиная лишь с 3-4 классов, но никак не с детского сада. При этом «нужен хороший курс разговорного татарского языка, а не языка делопроизводства и официального общения, как его преподают в школе». Правозащитник считает, что внедрение обязательного двуязычия в детсадах вовсе не является свидетельством «заботы о знаниях русских детей». «Идеологам Казанского Кремля всё равно ясно, что русские дети в Татарстане давно проиграли, места все распределены, собственность, земля, поля леса и реки уже поделены среди своих и среди не своих, но лояльных», — отмечает Бегаев.

Ожидаема была реакция татарских националистов на обязательное внедрение двуязычия в детских садах.

«Конечно, нужно, потому что в Татарстане два государственных языка: татарский и русский, и оба должны изучаться в обязательном порядке», — заявил ИА REGNUM председатель Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин. По словам лидера «азатлыковцев», «в условиях полного информационно-языкового превосходства русского языка, поддерживаемого Москвой, появляется надежда, что появится поколение русских в Татарстане, которые не будут «из принципа» не учить татарский язык». При этом Набиуллин предостерег: «Только не надо «вопить» и «ныть» про ущемление русских в Татарстане. У нас двуязычие, оно предполагает знание и преподавание обоих государственных языков!»

Его поддерживает председатель набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов, предлагая расширить сеть билингвальных дошкольных учебных заведений в масштабах всей страны, а не только в пределах Татарстана. «Мне много приходилось слышать жалоб от русскоязычного населения, якобы их права ущемляются в Татарстане, но 75% татар проживают за пределами Татарстана, они отдают своих детей в детские сады, где нет специалистов, знающих татарский язык», — заметил Кашапов, добавив, что «татарам нужно брать пример с евреев: «Если в Израиль приезжает еврейская семья из какой-либо страны, то все члены семьи учат иврит».

Стоит отметить, что в ходе внедрения обязательного обучения русских детей в дошкольных учебных заведениях татарскому языку по итогам года состоится конкурс на звание лучшего билингвального детского сада. Лучшими будут названы 20 детсадов по республике, которые получат грант по 1 млн рублей. Многие наблюдатели полагают, что это приведет к форсированию данного процесса со стороны воспитателей детсадов, соревнующихся за получение материального поощрения. То, чем это обернется для русских детей, судя по всему, организаторов этого проекта мало волнует.



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ