У православных верующих начался Рождественский пост

Рождественский пост — один из четырех многодневных постов церковного года. Он продолжается сорок дней и призван подготовить нас к встрече праздника Рождества Христова, поэтому мы и называем его Рождественский. Накануне Рождественского поста, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа, отсюда другое название — Филиппов. Длительность поста неслучайна: число сорок — сакральное. Именно сорок лет водил Моисей еврейский народ по безводной пустыне. Сорок дней и сорок ночей постился Иисус в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал путь служения людям.

Пост как способ восстановления отношений человека с Богом известен давно. В Ветхом Завете описывается, как постились и отдельные индивидуумы, и целые народы. Бедствия, войны, болезни, природные катастрофы справедливо расценивались как результат греха, как следствие уклонения человека от Бога. Поэтому, чтобы этот разрыв между творением и Творцом уврачевать, человек приносил Богу жертву. Он добровольно отказывался от услаждения своей телесности — пищей или плотскими удовольствиями, этим самым обуздывая плоть и подчиняя ее духу. Причем это были не просто аскетические упражнения для развития духовной стороны личности, нет. Укрощение плоти имело своей целью возвращение к истинному положению вещей, когда человек служит не прихотям и потребностям своего телесного, а делает именно Бога центром своей жизни. Такое возвращение — непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост — это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине — к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

Но это возвращение невозможно без раскаяния, без осознания того, что уклонение было, без искреннего сокрушения о своей немощности. Поэтому для поста так важно покаяние перед Господом.

Бог — сердцеведец, Он ведает, знает человеческое сердце, для Него там нет тайн, и в религии на первый план выходит именно мотивация поступков. То есть то, почему, из каких соображений, человек поступает так, а не иначе. Пытается ли он поститься, предлагая Богу, в сущности, отношения по принципу «баш на баш», «ты — мне, я — тебе» («я тебе отказ от мяса, а Ты мне взамен то-то и то-то»), или он делает это, желая превознестись над окружающими. Ограничивает ли себя ради самого ограничения, потому что слышал, что «так надо», или старается изменить свою жизнь и свое душеустройство таким образом, чтобы отныне Господь стал центром, а не наше «я».

В Нагорной проповеди Иисус объясняет, каким должен быть пост: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6. 16-18). То есть главная жертва Богу не несъеденный кусок колбасы, не сорокадневное поглощение картошки без масла, главная жертва — наше сердце. Сердце, сокрушенное о своих грехах. Как провидчески открыл царь и пророк Давид в 50-м, покаянном псалме: «Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (то есть «не уничижит»). То есть для Бога важно наше понимание своих ошибок, наше смирение перед Ним, yо не только сокрушенное сердце, нет, ведь так недалеко и до уныния. Жертва Богу, наш дар Ему и сердце, исполненное любви — любви ко Господу, к окружающим людям. Кстати, давно выработан следующий критерий, позволяющий определить, правильно ли ты постишься, на пользу ли идет пост? Если ты агрессивен, раздражителен, гневлив, злобен, скор на осуждение других и замедлен в помощи ближнему, если в тебе появилось высокомерие и высокоумие, что-то в твоем пощении не так. А вот если сердце горит любовью к ближнему и Господу, если ты рад возможности нести добро, значит, правильной дорогой идешь, товарищ.

Удивительно заметил Ф. М. Достоевского: поле битвы сатаны с Богом — сердца людей. Замечено, в пост эта борьба, которую верующие называют словом «искушения», усиливается. Подобно тому, как дьявол искушал Христа во время сорокадневного поста в пустыне, он искушает и каждого из нас. И чем значительней наша попытка двигаться по направлению ко Господу, тем сильнее эти искушения: враг рода человеческого активно противится нашему спасении. Своих сил для победы в этой невидимой брани недостаточно. Только действие Благодати Божьей может утишить бури, поднимающиеся в душе постящегося. А значит, надо молиться, надо чаще прибегать к благодатной помощи Таинств Церкви — Исповеди, Причастию.

Рождественский пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 6 января, накануне праздника Рождества Христова, в Рождественский Сочельник, установлен для того, чтобы мы смогли встретить пришедшего в наш мир Христа с чистым сердцем. Это долгий путь, возвращение к себе истинным.



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ