Владимир Путин представит бюджетное послание на 2013-2015 годы

Президент РФ Владимир Путин представит в четверг бюджетное послание на 2013-2015 годы, основной акцент он сделает на повышении качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Бюджетное послание президента будет принято правительством России за основу при подготовке проекта федерального бюджета на ближайшие три года. С 2009 года президент лично представляет основные тезисы бюджетного послания правительству и парламенту. При представлении послания будут присутствовать глава правительства Дмитрий Медведев, председатели Госдумы Сергей Нарышкин и Совета Федерации Валентина Матвиенко, федеральные министры, председатель Банка России Сергей Игнатьев и президент Российской Академии наук Юрий Осипов.

ГОД НАЗАД

Предыдущее послание 29 июня 2011 года представлял Дмитрий Медведев, который был тогда президентом страны. В своем бюджетном послании на 2012-2014 годы он определил 12 ключевых направлений бюджетной политики, требующих «системных действий».

Среди них — снижение роли государства в управлении экономикой, децентрализация межбюджетных отношений, кодификация правил использования нефтегазовых доходов. Медведев поручил правительству принять меры для снижения зависимости бюджета от «конъюнктурных доходов» и сокращению его дефицита.

Что касается налогов, то Медведев потребовал повысить роль налогов, взимаемых с компаний нефтегазового сектора, алкогольной и табачной отраслей, увеличить доходы от распоряжения федеральным имуществом; повысить отдачу от госрасходов; обеспечить финансирование всех взятых социальных обязательств.

Президент обратил внимание правительства на необходимость существенного снижения роли государства в непосредственном управлении экономическими активами, в том числе за счет приватизации активов; кардинальной перестройки системы госзакупок; расширения практики применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций.

В 12 пунктов, акцентированных президентом, также вошел призыв обеспечить «эффективную децентрализацию полномочий (в области бюджетных отношений) между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления». Кроме того, Медведев поручил правительству утвердить концепцию создания и развития «электронного бюджета» — интегрированной информационной системы управления общественными финансами.

НОВОЕ И ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Сейчас и чиновниками, и экспертами активно обсуждается бюджетная политика на следующие три года. Остроты дискуссиям добавляет ожидание скорого кризиса, острая фаза которого может прийтись на следующий год. Ранее сообщалось, что правительство договорилось заложить в бюджет-2013 резерв на случай кризиса.

По словам министра финансов Антона Силуанова, такой резерв может в 2013 году составить 500 миллиардов рублей. Основными антикризисными мерами, которые государство предложит бизнесу и населению, станет уже апробированный в 2008-2009 годах пакет мер.

Весь пакет мер на случай кризиса условно можно поделить на четыре крупных блока.

Первая группа — это меры социальной поддержки, связанные с дополнительной индексацией заработной платы бюджетников и доходов пенсионеров, меры по поддержке моногородов, по реализации социальных программ и так далее. Вторая группа мер – это поддержка предприятий, прежде всего системообразующих. Третья группа – это поддержка банков, в нее входят меры по поддержке ликвидности (расширение ломбардного списка, беззалоговые аукционы), меры по поддержке капитализации банков и так далее. Четвертая группа – это меры бюджетной политики. В эту группу как раз входит формирование резервов в рамках бюджета в размере 500 миллиардов рублей против 200 миллиардов рублей в 2012 году и возможность «распечатывания» Резервного фонда и использования его средств для антикризисных мер.

Не исключено, что Минфин разработает запасные варианты бюджета, в которые будут заложены прогнозы Минэкономразвития на случай нового мирового кризиса. Так, по словам министра экономики Андрея Белоусова, такой прогноз уже есть, и он, в частности, предусматривает падение цены на нефть до 60 долларов за баррель.

«Смысл подготовки кризисного бюджета и прогноза для него состоит в том, что если вдруг эта ситуация случится, вероятность чего на самом деле достаточно мала, чтобы правительство представляло, что называется «на берегу», что оно будет делать, тем самым существенно сократить время на принятие решений», — сказал Белоусов.

ПРАВИЛА И ПРОГРАММЫ

Еще одна актуальная тема последних месяцев — бюджетное правило, исходя из которого будут формироваться расходы бюджета. По словам министра финансов, правительство РФ согласовало бюджетное правило, которое в полном формате начнет действовать с 2015 года. В 2013 и 2014 годах будет учитываться средняя цена на нефть за пять лет, в дальнейшем период расчета будет ежегодно увеличиваться, чтобы к 2019 году составить 10 лет. При этом общий объем расходов в 2013-2014 годах будет сохранен на утвержденном в бюджете уровне.

Сейчас бюджет в 2013 и 2014 годах рассчитан исходя из цены на нефть, которая уже заложена в законе о трехлетнем бюджете, то есть 97 долларов за баррель в 2013 году и 101 доллар за баррель — в 2014 году.

Еще одна реформа касается перехода на формирование бюджета по программному принципу. Всего должна быть сформирована 41 госпрограмма. По данным Минэкономразвития, в апреле были утверждены только две госпрограммы. Ранее Путин заявил, что нужно сделать все, чтобы бюджет 2014 года верстался уже по программно-целевому принципу. Профильные министерства должны до 30 августа представить проекты госпрограмм на согласование в Минэкономразвития и Минфин России и разместить их на своих официальных сайтах.

НАЛОГИ ДЛЯ ТЭКа

Власти неоднократно заявляли, что налоговая нагрузка на бизнес увеличиваться не будет, исключение составляет нефтегазовый сектор, в налогообложении которого намечены серьезные перемены. Кроме того, осенью прошлого года Путин, еще будучи главой правительства, заговорил о необходимости повышения налоговой нагрузки на сверхпотребление.

Правительство РФ планирует с 2014 года ввести новую формулу расчета НДПИ на газ — с учетом экспортных цен и сложности конкретных месторождений. По подсчетам экспертов, в этом случае ставки налога к 2015 году для «Газпрома» могут снизиться примерно на треть, а для независимых производителей вдвое от того, что было запланировано прежде.

Власти давно стремятся повысить фискальную нагрузку на газовиков. Так, в мае этого года правительство одобрило ускоренное повышение НДПИ, предполагающее изъятие 80% допдоходов «Газпрома» от повышения внутренних цен на газ. Ставки для «Газпрома», согласно этому решению, должны были меняться следующим образом. В первом полугодии 2013 года — 582 рубля, во втором — 679 рублей; в первом полугодии 2014 года — 717 рублей, во втором — 859 рублей; в первом полугодии 2015 года — 886 рублей, во втором — 1062 рубля за тысячу кубов.

Для независимых производителей ставки в 2013 году увеличивались с 265 рублей в первом полугодии до 445 рублей во втором. В 2014 ставки в первом полугодии должны были расти с 456 рублей до 726 за тысячу кубов. В 2015 году они составляли 726 рублей и 1049 рублей соответственно. Таким образом, с 1 июля 2015 года «Газпром» и независимые производители практически сравнялись бы по уровню налоговых ставок.

Однако независимые производители воспротивились, заявив, что при таком подходе их проекты окажутся нерентабельными — придется сокращать инвестиции и разработку новых проектов. В конце мая Дворкович поручил подготовить новый план с учетом предложений компаний, что и было сделано.

Что касается нефтяной отрасли, то основные инновации могут коснуться методики расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты «60-66» была введена с 1 октября 2011 года. Так, обсуждается возможность ее изменения с 2014 года, например, есть предложение изменить формулу расчета на «55-60». Такая мера, по мнению чиновников, будет способствовать стабилизации объема нефтедобычи в стране, позволит вовлечь в разработку большое количество новых месторождений и позволит получить нефтекомпаниям приемлемую норму доходности. Сейчас профильные министерства и ведомства оценивают эффективность формулы «60-66», о результатах они до февраля 2013 года доложат премьеру Дмитрию Медведеву.

Пакет нормативных актов по льготному режиму разработки месторождений на российском шельфе может быть готов раньше запланированной даты — 1 октября, сообщил «Прайму» замглавы Минэнерго Павел Федоров. По его словам, особенных противоречий между ведомствами нет, есть вопросы формулировок. России предстоит привлечь около 500 миллиардов долларов прямых инвестиций в нефтегазовую отрасль и еще около 300 миллиардов — в смежные отрасли в течение 30 лет.

РОСКОШЬ И АКЦИЗЫ

Вокруг налога на роскошь долгое шли бурные споры, обсуждалось что, как и зачем будет облагаться повышенными ставками. В итоге правительство ограничилось повышением налогов на дорогую недвижимость и автомобили. Предполагается, что в 2013 году существенно вырастут ставки транспортного налога для владельцев автомобилей с мощностью двигателя более 410 лошадиных сил. В правительстве признают, что серьезных доходов бюджету такой «налог на роскошь» не принесет: в России зарегистрировано не более 20 тысяч таких авто.

Сложнее обстоит дело с налогом на недвижимость – он может быть введен только после того, как будет завершено формирование кадастра недвижимости, что вряд ли произойдет ранее 2014 года. В результате собственники объектов недвижимости, совокупная стоимость которых не превысит 100 миллионов рублей, будут платить налог по ставке 0,05% от кадастровой стоимости, для недвижимости стоимостью 100 до 300 миллионов рублей ставка составит 0,1%, свыше 300 миллионов рублей — 0,3%.

Последние годы не утихают споры вокруг акцизов на табак и алкоголь, которые в России намного ниже, чем в Европе. В бюджете на текущую трехлетку уже заложено существенное повышение акцизов на эти товары, но власти предложили пересмотреть их еще раз, увеличив их сверх зафиксированных значений.

В настоящее время Минфин пытается убедить партнеров России по Таможенной союзу гармонизировать ставки акцизов на всей территории единого экономического пространства, чтобы не поддерживать теневой рынок.

Потери в доходах бюджета в ближайшие годы ожидаются от изменения акцизной политики в отношении моторного топлива. Сейчас производители платят низкие акцизы на высококачественный бензин и более высокие — на менее качественный.

Согласно внесенным осенью прошлого года изменениям в действующий техрегламент, оборот бензинов и дизельного топлива класса «Евро-2» будет разрешен в России до 31 декабря 2012 года, класса «Евро-3» — до 31 декабря 2014 года, класса «Евро-4» — до 31 декабря 2015 года.

По оценке Минфина, выпадающие доходы бюджета от запрета низкокачественного топлива могут достичь к 2015 году 100 миллиардов рублей, если ставки акциза не будут пересмотрены.

ТРАТЫ БЮДЖЕТА НА ПЕНСИИ

Практически все дискуссии о бюджетной политике рано или поздно затрагивают один из самых больных вопросов последних лет — реформу пенсионной системы. Чтобы снизить дефицит пенсионной системы, уменьшить трансферты из бюджета на его покрытие и обеспечить пенсиями будущие поколения, министерства и ведомства предлагают самые различные механизмы. К единому знаменателю они должны прийти до октября, к этому сроку президент РФ поручил правительству разработать проект стратегии развития пенсионной системы в России.

По мнению Минфина, необходимо стимулировать в РФ добровольный выход на пенсию в более позднем возрасте, это может увеличить выплаты будущим пенсионерам в 1,6 раза. Эта мера является альтернативой прежнему предложению Минфина увеличить пенсионный возраст, которое общество восприняло резко негативно. Кроме этого, по его мнению, необходимо развивать в России отраслевые пенсионные системы и расширить их права в формировании накопительной части пенсии будущих пенсионеров.

Увеличить пенсии как минимум на 20% могут помочь и корпоративные программы, которые должны быть дифференцированы в зависимости от специфики рабочего места и профессии, должности, стажа и заработка сотрудника, считает председатель Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

Ранее министр труда и социальной защиты России Максим Топилин отмечал, что ведомство рассматривает возможность преобразования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы в добровольную. По его словам, 6%, которые идут на накопительную часть пенсии, создают достаточно серьезную часть дефицита ПФР — порядка 300-400 миллиардов рублей.

Минфин же сообщал, что власти не собираются отказываться от накопительного компонента пенсионной системы РФ. По словам Силуанова, существует предложение по расширению направлений инвестирования пенсионных накоплений, например, в инфраструктурные облигации.



Оставьте Ваш комментарий к новости:

Написать ответ